Снимите шкивы коленчатого вала и насоса охлаждающей жидкости и ремень привода насоса (рис. 2.14).
ВНИМАНИЕ
Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на звездочке коленчатого вала и блоке, соответствующих ВМП поршня 1-ого цилиндра.
Установочные метки звездочек распределительных валов должны быть совмещены с реперами на головке цилиндров (направляющие штифты звездочек направлены вверх).
ПРИМЕЧАНИЕ
В случае повторного использования ремня привода ГРМ необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения (или расположение шкива коленчатого вала), чтобы при установке ремня не перепутать направление его вращения.
Перед снятием звездочки масляного насоса выверните пробку с левой стороны блока и заведите в отверстие пробки отвертку диаметром 8 мм для фиксации уравновешивающего вала. Отвертка должна зайти в отверстие на глубину больше 60 мм (рис. 2.18).
Отверните гайку крепления звездочки масляного насоса, снимите звездочку.
Ослабьте болт крепления звездочки правого уравновешивающего вала так, чтобы его можно было отворачивать от руки.
Снимите натяжитель и ремень привода уравновешивающих валов.
ВНИМАНИЕ
После снятия ремня уравновешивающих валов не пытайтесь ослабить болт звездочки уравновешивающего вала, удерживая звездочку вала плоскогубцами или подобным инструментом.
Проверьте легкость и плавность вращения ролика натяжителя ремня привода ГРМ и направляющего ролика и убедитесь в отсутствии чрезмерного люфта и посторонних шумов при вращении. Замените детали при необходимости (рис. 2.20).
Замените ролик, если обнаружены следы вытекания смазки из его подшипника.
Проверка автоматического натяжителя
Убедитесь в отсутствии утечек жидкости из натяжителя. Замените натяжитель при необходимости.
Рис. 2.21. Проверка состояния наконечника толкателя натяжителя
Проверьте состояние наконечника толкателя натяжителя. При повреждении или износе замените натяжитель (рис. 2.21).
Рис. 2.22. Проверка выступания толкателя из корпуса натяжителя
Измерьте выступание толкателя из корпуса натяжителя (рис. 2.22).
Если выступание не равно номинальной величине, замените натяжитель.
Номинальная величина: 14,5 мм.
Рис. 2.23. Проверка усилия перемещения толкателя в копусе натяжителя
Установите натяжитель в тиски с губками из мягкого металла. Медленно заведите толкатель в корпус. Если усилие перемещения малое, замените натяжитель. Проверку проведите несколько раз (рис. 2.23).
ПРИМЕЧАНИЕ
Натяжитель в тисках должен быть установлен ровно, без перекосов. Обязательно используйте мягкие накладки губок тисков.
Проверка ремня привода ГРМ
Проверьте ремень на отсутствие загрязнения или масляных отложений. Замените при необходимости.
Небольшие загрязнения ремня удалите сухой ветошью или обтирочной бумагой.
Не применяйте для этих целей растворители.
Рис. 2.24. Примеры повреждений и дефектов ремня привода ГРМ
При капитальном ремонте двигателя или регулировке натяжения ремня тщательно осмотрите ремень. Если обнаружен какой-либо из перечисленных ниже дефектов, то замените ремень на новый (рис. 2.24).
Установка
Рис. 2.25. Установка звездочки «В» привода уравновешивающих валов на коленчатый вал
ВНИМАНИЕ
Обратите внимание на ориентацию фланца звездочки. При неправильной установке звездочки ремень будет порван.
Рис. 2.26. Схема установки проставки на правый уравновешивающий вал
Смажьте моторным маслом проставку и установите ее на правый уравновешивающий вал (рис. 2.26).
Соблюдайте ориентацию установки проставки.
Рис. 2.27. Совмещение метки на звездочках уравновешивающих валов с реперами
Установите на правый уравновешивающий вал звездочку привода и затяните от руки болт крепления звездочки. Совместите метки на звездочках уравновешивающих валов с реперами (рис. 2.27).
Наденьте ремень привода уравновешивающих валов без слабины в ведущей ветви.
Рис. 2.28. Установка натяжителя ремня уравновешивающих валов
Установите натяжитель ремня уравновешивающих валов так, чтобы его центр расположился слева от болта крепления, а фланец ролика был направлен к шкиву коленчатого вала (рис. 2.28).
Совместите установочную метку правого уравновешивающего вала с репером.
Рис. 2.35. Фиксация толкателя автоматического натяжителя в корпусе подходящим штифтом
ВНИМАНИЕ
Перед установкой зафиксируйте толкатель автоматического натяжителя в корпусе подходящим штифтом (рис. 2.35).
ПРИМЕЧАНИЕ
Фиксация толкателя проводится в три этапа.
1. Установите автоматический натяжитель в тиски без перекосов. Под корпус натяжителя установите дистанционную шайбу.
2. Медленно заводите толкатель в корпус до совмещения отверстий в корпусе и толкателе.
3. Зафиксируйте толкатель подходящим штифтом.
ВНИМАНИЕ
Не удаляйте штифт фиксации толкателя до установки ремня ГРМ.
Установите ролик натяжителя на его рычаг (рис. 2.36).
Затяните болт крепления номинальным моментом.
Момент затяжки ролика натяжителя: 43–55 Н·м.
Рис. 2.37. Совмещение меток звездочек распределительных валов с реперами
Совместите метки звездочек распределительных валов с реперами при установке поршня цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия (рис. 2.37).
ПРИМЕЧАНИЕ
Если установочные метки распределительных валов не совпадают с реперами, поверните вал в нужную сторону, но не более чем на два зуба звездочки, поскольку далее наступает контакт клапана и поршня.
При необходимости поворота более чем на два зуба осторожно поверните коленчатый вал против часовой стрелки примерно на 45 градусов. Верните коленчатый вал в исходное положение.
Проверьте совмещение установочной метки масляного насоса с репером (рис. 2.39).
Наденьте ремень на ролик натяжителя, работая против часовой стрелки, начиная от звездочки коленчатого вала. Удерживайте ремень на ролике натяжителя.
Натягивая ремень, наденьте его на звездочку масляного насоса.
Наденьте ремень на направляющий ролик.
Наденьте ремень на звездочку впускного распределительного вала.
Поверните выпускной распределительный вал по часовой стрелке на один зуб до совмещения установочной метки на звездочке с верхней плоскостью головки цилиндров. Натянув ремень двумя руками, наденьте его на звездочку выпускного распределительного вала.
Поверните ролик автоматического натяжителя до полной выборки слабины ремня. Временно затяните болт ролика.
Рис. 2.40. Совмещение установочных меток с реперами
Проверьте совмещение всех установочных меток с реперами (рис. 2.40).
Удалите фиксатор толкателя автоматического натяжителя.
Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке. Сделайте паузу в 15 мин. Измерьте выступание «А» толкателя натяжителя (расстояние между рычагом и корпусом натяжителя) (рис. 2.41).
Убедитесь в соответствии выступания техническим условиям.
Номинальное значение: 6–9 мм.