|
АмортизаторыАмортизаторы предназначены для гашения колебаний автомобиля, возникающих при движении по неровным дорогам. Их действие основано на использовании сопротивления протеканию жидкости через малые проходные сечения в клапанах сжатия и отдачи. От работы амортизаторов в значительной степени зависит комфортабельность автомобиля и долговечность деталей кузова и шасси. Нормально работающие амортизаторы должны гасить колебания автомобиля после переезда препятствия за 1—3 качка.В конструкции амортизаторов (рис. 6.11) использованы детали амортизаторов легкового автомобиля ГАЗ-31029 «Волга». Принцип работы этих амортизаторов широко известен и не требует детального описания. В качестве рабочей жидкости в амортизаторах применяется жидкость АЖ-12Т (дублирующая жидкость — веретенное масло АУ) в количестве 0,265 л. Техническое обслуживание амортизаторов Во время эксплуатации какой-либо регулировки амортизаторы не требуют. Однако, если обнаружено замедленное гашение колебаний автомобилей после переезда препятствия, то амортизатор необходимо проверить. В заводских условиях его характеристики проверяются на стенде. Если нет стенда, надо зажать амортизатор вертикально за нижнюю проушину и прокачать за верхнюю проушину не менее пяти раз. У исправного амортизатора шток должен перемещаться равномерно, без рывков и вибраций при приложении постоянной нагрузки в 300 Н (30 кгс). Время перемещения на длине рабочего хода растяжения — не более 15 с. Если амортизатор прокачивается без сопротивления или, наоборот, сопротивление очень велико, его следует заменить или отремонтировать. В процессе эксплуатации у амортизатора может появиться подтекание масла через уплотнение штока в верхней части. Для устранения негерметичности достаточно подтянуть гайку резервуара. При подтяжке одновременно увеличивается натяг резинового сальника 6 штока. Для подтяжки гайки резервуара амортизатор необходимо закрепить за нижнюю проушину в тисках и поднять за верхнюю проушину кожух в крайнее верхнее положение.
Гайку подтянуть специальным ключом (рис. 6.12) моментом 90—150 Н·м (9—15 кгс·м). Снятие и установка амортизатора Снятие амортизатора передней подвески необходимо производить в следующем порядке: - для облегчения доступа к амортизатору следует повернуть колесо до отказа в сторону передней части лонжерона; - отвернуть гайку нижнего пальца амортизатора, снять шайбу и резиновую втулку; - отвернуть такую же гайку на верхнем пальце, снять также шайбу и резиновую втулку; - снять амортизатор с автомобиля. Установка амортизатора выполняется в обратной последовательности. Снятие амортизатора задней подвески производится аналогично. Ремонт амортизаторов Разборку амортизатора следует производить только в случае явных неисправностей амортизатора. Степень разборки зависит от характера неисправности. Так, если подтяжка гайки резервуара не исключила подтекание жидкости, то амортизатор необходимо частично разобрать. Разборку амортизаторов производить в следующем порядке: - зажать в тисках нижнюю проушину, выдвинуть шток 1 (см. рис. 6.11) за верхнюю проушину вверх отказа и отвернуть гайку 4 резервуара; - осторожно раскачать за шток 1 обойму 5 сальника 6 и приподнять цилиндр 11 из резервуара; - удерживая цилиндр одной рукой и не вынимая его из резервуара, медным молотком выбить направляющую 9 штока из цилиндра; - опустить цилиндр на дно резервуара и, удерживая его, вынуть шток с поршнем 14; слить жидкость из резервуара и цилиндра в мерный стакан; - вынуть цилиндр из резервуара и, зажав в тисках корпус 19 клапана сжатия за нижнюю часть, раскачать цилиндр и освободить его от корпуса клапана. Как правило, клапан сжатия не разбирается, а только тщательно промывается керосином и запрессовывается в цилиндр на прежнее место. При необходимости его разборки следует отвернуть гайку 23; - зажать в тисках шток за верхнюю проушину и отвернуть гайку 17 клапана отдачи, снять последовательно тарелку ограничительную 16, диски 15, поршень 14, тарелку 13, пружину и тарелку ограничительную 12. Перед осмотром и анализом технического состояния деталей их необходимо промыть в керосине и продуть сжатым воздухом. Герметичность амортизатора зависит от качества поверхностей сопрягаемых деталей, уплотнений и их размеров. При осмотре надо обратить внимание на следующее: - шток амортизатора нуждается в замене, если на его рабочей поверхности имеются царапины, задиры, коррозия или повреждение хромированного слоя; - сальник штока следует заменить при износе или повреждении кольцевых гребешков на внутренней рабочей поверхности; - уплотнительное кольцо 7 (см. рис. 6.11) резервуара заменяется, если оно повреждено при разборке, сильно деформировано или дало усадку; - цилиндр амортизатора нуждается в замене, если на его рабочей поверхности имеются задиры или следы коррозии. При этом, как правило, заменяют и поршень в сборе; - втулка направляющей 9 штока подлежит замене, если ее внутренний диаметр более 16,05 мм, а также если поверхность отверстия втулки имеет царапины или задиры. Сборку амортизаторов при разобранном клапане сжатия следует начинать со сборки клапана сжатия в следующем порядке: - закрепить в тисках болт 20 клапана и установить на него пружину, тарелку 18, корпус 19 клапана, дроссельные диски 21 и ограничительную тарелку 22. Затянуть гайку 23 моментом 16—22 Н·м (1,6—2,2 кгс·м). Проверить наличие проворачивания тарелки 18; - на корпус 19 клапана сжатия установить цилиндр 11 и легкими ударами медного молотка осадить цилиндр до плотного соприкосновения его торца с корпусом клапана. Далее необходимо приступить к сборке самого амортизатора в следующем порядке: - закрепить в тисках за проушину шток с крышкой кожуха и установить на него гайку 4 резервуара, шайбу 3 и пыльник 2. Предварительно на внутреннюю поверхность сальника 6 штока нанести слой смазки ЦИАТИМ-201 или Литол-24, вставить сальник в обойму 5 и установить сальник с обоймой на шток вместе с тарелкой сальника; - в направляющую 9 штока установить втулку, пружину 8, а на проточку направляющей надеть уплотнительное кольцо 7 и установить подсобранную направляющую 9 на шток; - собрать на штоке поршень 14 c клапаном отдачи — установить ограничительную тарелку 12, пружину с тарелкой 13, поршень 14, диски 15, тарелку 16 и гайку 17 клапана отдачи. Гайку затянуть моментом 16—22 Н·м (1,6— 2,2 кгс·м) и раскернить в двух противоположных местах по резьбе; - зажать резервуар за проушину в тисках в вертикальном положении, опустить цилиндр 11 с клапаном отдачи в резервуар на половину его высоты, залить половину жидкости в цилиндр, а оставшуюся часть жидкости — в резервуар. Вынуть цилиндр из резервуара и, поддерживая цилиндр над резервуаром, проверить истечение жидкости через клапан сжатия. При правильной сборке должно быть капельное истечение жидкости; - вставить без перекоса шток с поршнем 14 в цилиндр, установить направляющую 9 штока в цилиндр и медленно, чтобы не было выплеска жидкости, опустить цилиндр в резервуар; - завернуть гайку 4 моментом 70—90 Н·м (7—9 кгс·м) при выдвинутом штоке. При затяжке гайки направляющая штока запрессуется в цилиндр. После сборки амортизатора следует несколько раз задвинуть-выдвинуть шток до появления равномерного усилия по всей длине его хода. Для проверки герметичности амортизатора рекомендуется после сборки выдержать его в горизонтальном положении с задвинутым до отказа штоком не менее 10 часов. Размеры сопрягаемых деталей амортизаторов приведены в табл. 6.1. Таблица 6.1. Размеры сопрягаемых деталей амортизаторов, мм Возможные неисправности рессорной подвески автомобиля и способы их устранения | Описание курса | Возможные неисправности амортизатора и способы их устранения |